1. Константин Станиславский (1863–1938)Театр: МХТ (Московский Художественный театр)
Особенности: Система Станиславского — психологический реализм, «переживание» роли.
Спектакли:
• «Чайка» (Чехов, 1898) — спектакль, который спас пьесу от провала.
• «Дядя Ваня» (Чехов) — эталон «чеховской» атмосферы.
2. Всеволод Мейерхольд (1874–1940)Театр: Театр им. Мейерхольда (ТИМ)
Особенности: Биомеханика, условный театр, революционный авангард.
Спектакли:
• «Ревизор» (Гоголь, 1926) — гротеск, «игра в игру».
• «Лес» (Островский, 1924) — цирковые приёмы в драме.
3. Евгений Вахтангов (1883–1922)Театр: Театр им. Вахтангова
Особенности: «Фантастический реализм» — сочетание правды и театральности.
Спектакли:
• «Принцесса Турандот» (Гоцци, 1922) — лёгкость, импровизация.
• «Эрик XIV» (Стриндберг) — трагедия в стиле экспрессионизма.
4. Александр Таиров (1885–1950)Театр: Камерный театр
Особенности: Синтез драмы, танца и музыки.
Спектакли:
• «Федра» (Расин, 1922) — античная трагедия в современной пластике.
• «Оптимистическая трагедия» (Вишневский) — революционный пафос.
5. Николай Охлопков (1900–1967)Театр: Театр Революции (ныне — Театр им. Маяковского)
Особенности: «Театр митинга», зритель в центре действия.
Спектакли:
• «Аристократы» (Погодин) — лагерная тема в героическом ключе.
6. Георгий Товстоногов (1915–1989)Театр: БДТ (Большой драматический театр, Ленинград)
Особенности: Глубокий психологизм, «интеллектуальный театр».
Спектакли:
• «Идиот» (Достоевский) — эталонная постановка.
• «Горе от ума» (Грибоедов) — сатира и трагедия.
7. Анатолий Эфрос (1925–1987)Театры: Ленком, Малый театр, Театр на Малой Бронной
Особенности: Камерность, тонкий психологизм.
Спектакли:
• «Три сестры» (Чехов) — «чехов без пауз».
• «Женитьба» (Гоголь) — абсурд и лирика.
8. Юрий Любимов (1917–2014)Театр: Театр на Таганке
Особенности: Поэтический театр, метафоры, политический подтекст.
Спектакли:
• «Гамлет» (с Высоцким в главной роли).
• «Добрый человек из Сезуана» (Брехт) — притча о добре и зле.
9. Олег Ефремов (1927–2000)Театры: «Современник», МХАТ
Особенности: «Школа переживания», актёрский ансамбль.
Спектакли:
• «Голый король» (Шварц) — ирония и мудрость.
• «Чайка» (возрождение мхатовской традиции).
10. Кама Гинкас (р. 1941)Театр: МТЮЗ (Московский театр юного зрителя)
Особенности: Жёсткий, почти кинематографический театр.
Спектакли:
• «К.И. из «Преступления» (по Достоевскому) — криминальная драма.
11–30. Другие ключевые режиссёры11. Марк Захаров («Ленком») — «Юнона и Авось», «Поминальная молитва».
12. Пётр Фоменко («Мастерская П. Фоменко») — «Война и мир», «Одна абсолютно счастливая деревня».
13. Лев Додин (МДТ, СПб) — «Братья и сёстры», «Вишнёвый сад».
14. Андрей Гончаров (Театр им. Маяковского) — «Бег» (Булгаков).
15. Рубен Симонов (Театр Вахтангова) — «Маскарад» (Лермонтов).
16. Борис Равенских (Театр им. Пушкина) — «Поднятая целина».
17. Алексей Попов (ЦАТРА) — военная драматургия.
18. Валентин Плучек (Театр Сатиры) — «Ревизор», «Дом, где разбиваются сердца».
19. Андрей Житинкин (постановки в МХАТ и др.) — «Калигула».
20. Сергей Женовач («Студия театрального искусства») — «Белая гвардия».
21. Роман Виктюк (Театр Виктюка) — «Служанки», эстетика эротики и абсурда.
22. Анатолий Васильев («Школа драматического искусства») — «Платонов».
23. Генриетта Яновская (МТЮЗ) — «Собачье сердце».
24. Кирилл Серебренников («Гоголь-центр») — «Мёртвые души», «Отморозки».
25. Дмитрий Крымов (режиссёр-художник) — «Тарарабумбия».
26. Алексей Бородин (РАМТ) — «Берег утопии».
27. Олег Кудряшов (экспериментальные постановки).
28. Борис Юхананов («Электротеатр Станиславский») — «Сверлийцы».
29. Филипп Григорьян (современный авангард).
30. Константин Богомолов (МХАТ им. Горького) — «Карамазовы», провокационные трактовки.
Вывод: три главные школы- Психологический театр (Станиславский, Эфрос, Товстоногов).
- Условный театр (Мейерхольд, Любимов, Виктюк).
- Современный эксперимент (Серебренников, Богомолов, Крымов).
Эти режиссёры определили лицо русского театра — от классики до авангарда.